?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Начинающему художнику. Какие акварельные краски купить?
embedder


lilo_87 задала вопрос о том, какие краски лучше всего купить для рисунков акварелью. Этот вопрос когда-то встал и передо мной, я начал читать статьи в Интернете, потом сделал закупки, которыми пользовался, плюс имел возможность общаться с соратниками по учёбе, которые покупали краски разных производителей. Далее я делюсь своими выводами, но прошу не забывать, что я не эксперт и не именитый мастер, могу быть субъективен.

В порядке возрастания цены и качества.


- краски медовые (любые) - для совсем начинающих и экономящих, краски хотя и школьные, но неплохи, а главное стоят дёшево. В них применяются водорастворимые синтетические красители и мёд как пластичная основа. Как правило это один сплошной пластиковый поддон с ячейками, куда налиты краски, сменить истощившуюся кювету подобно проф-краскам нельзя. Многие мастера, особенно иностранные, в своих руководствах рекомендуют покупать лучшую акварельную бумагу и лучшие краски из возможных, это правильный совет, обучение на хороших красках даст больший эффект. Но не стоит забывать, что для новичка, который за кисточку взялся впервые, покупка профессиональных красок будет просто пустой тратой денег, по крайней мере в первый год учёбы, поскольку сам уровень работ оставляет желать лучшего.


- краски "Сонет" ЗХК "Невская палитра" - оптимум и для начинающих, и для опытных художников по соотношению цена/качество. В них применяются натуральные и синтетические пигменты, чистые или в смесях, за счёт чего достигается приемлемая цена. Хорошо ложатся на бумагу, дают яркие цветовые тона.


- наборы акварельных красок "Ленинград", "Санкт-Петербург", отдельные кюветы красок "Белые ночи" ЗХК "Невская палитра" - профессиональные краски, самые дорогие и качественные, пигменты натуральные, мономолекулярные, то есть чистое вещество одного состава, а не смеси нескольких веществ для получения нужного тона (смесь - это плохо) и насколько я понимаю, нерастворимые в воде, перетёртые до мельчайшего состояния частиц, химически инертные. Краски очень хорошо ложатся на бумагу, прекрасно смешиваются, дают спокойные цветовые тона (кстати, возможно кому-то это и не понравится, Сонет - ярче), имеют самую длительную стойкость к воздействию света и не выцветают со временем (большинство красок). Наборы бывают в картонных коробках и пластиковых, которые увеличивают цену, но более долговечны и позволяют разводить краски на внутренней стороне крышки набора, используя её как палитру. Все отечественные пластиковые коробки отдыхают перед коробками Windsor and Newton, о чём расскажу дальше.


- краски в тубах (тюбиках) - не предназначены для экономных людей. Такие краски имеют пастообразную консистенцию, выдавливаются из тюбиков на палитру и используются художниками в случаях, когда работа выполняется на большом листе, краски расходуются интенсивно и разводить сухие краски долго и неудобно. В тубах можно купить краски разных производителей, то есть сам вид фасовки в тубы не подразумевает исключительности и профессиональности, доступны как отличные "Белые ночи", так и более дешёвый "Сонет", не считая других производителей отечественных и иностранных. Но если краски дорогие и качественные, естественно вы не станете делать такую покупку не подумав, что вам нужно.

Краски в тубах могут использоваться для пополнения израсходованных кювет с сухой акварелью, когда краска из тюбика просто выдавливается в кювету до её заполнения. По мере высыхания в кювете, она превратиться в обычную сухую акварельную краску. Однако выбор тонов тут не велик, обычно не более 12 в наборе, и отдельно купить акварельную краску нужного тона в тубе сложно, просто потому что их сложно найти в магазинах вообще, поэтому восполнить все тона набора сухих красок не удастся и такое применение лишь один из вариантов.

Исходя из чего такие краски стоит брать как второй набор, когда вы чётко будете понимать, зачем они вам нужны. В принципе, это хорошее решение, если вы умеете легко манипулировать смешиванием красок, тогда ограниченного набора вам без проблем хватит на все ваши задачи, а объём краски в тубе значителен и если вы решились, рекомендую ещё купить складную пластиковую палитру и выдавливать краски неё. Даже если они высохнут, вы сможете пользоваться ими как обычными сухими. Палитра к примеру вот такая.


"Winsor And Newton" считается в мире родоначальником акварельных красок, компания с древней и знатной историей. Выпускает акварельные краски для студентов и опытных художников подешевле и краски для мастеров высокого уровня. Скажу только одно - очень дорого. Небольшой студенческий набор с 16 красками потянет на 50 долларов легко. И сопоставимо по качеству с продукцией ЗКХ "Невская палитра", Коробка отличных красок отечественного производства на 24 или 36 цветов с полноценными кюветами, а W&N ещё и кюветы с красками кладут половинного размера, обойдётся вам как скромный студенческий набор W&N,  Выводы делайте сами.

Однако Winsor And Newton надо отдать должное в плане удобства работы с их наборами красок. Это не просто коробочки для хранения и переноски красок, это продуманные рабочие места. Великолепные коробочки: всё выдвигается, раскрывается, во многих наборах есть по нескольку пластиковых палитр для разведения красок.Есть  поразительные походные коробки-трансформеры, которые помещаются в карман и включают в себя складную кисточку, фляжку с водой, губку, набор из нескольких кювет с красками, пластиковые складные палитры и навесную баночку для воды. Я даже не жду, что наши производители что-то подобное начнут производить. Может быть когда-то, помечтаем, что наборы, подобные представленным ниже, начнут выпускать и у нас, а их у английского производителя ещё больше разных. 



Заметьте, всё это держится в работе одной рукой. У набора ниже на дне ещё отворачивается пластиковое колечко, в которое просовывается палец. 
Набор для работы с акварелью в тубах. 


Судя по отечественным тестам, акварель "Белые ночи" спокойно конкурирует и даже превосходит акварельные краски "Winsor And Newton". Заявлений про отечественные тесты смущаться не надо, они объективны и по своей сути просты, могут быть повторены любым желающим. Проверка выполняется за счёт воздействия света кварцевой лампы на тестовые мазки краски на бумаге. Другие краски выцветают без остатка. Поскольку краски в Советском союзе делались для внутреннего применения, говорить о иностранных тестах ещё нельзя, краски ЗХХ "Неская палитра" только пытаются пробиться на внешний рынок и убедившись в их качестве этому там никто не рад.

По количеству цветов - меньше или больше? Чем профессиональнее художник, тем меньшим набором красок он может работать, получая нужный ему оттенок смешением базовых цветов. Может, но порою как и начинающий, выбирает большее число готовых красок в своём наборе, поскольку это удобно, не смешивать краски, добиваясь нужного оттенка, а взять сразу готовый. Хорошо это или плохо? Профи может работать большим числом краски, потому что ему это удобное, начинающий, потому что не умеет хорошо смешивать краски и по другому просто не может, однако в любом случае за большим числом красок кроется некий подвох. 

Каждая краска (а у производителя их, разных по цветам и оттенкам, может быть и под две сотни), является не абстракцией, а реальным химическим соединением, существующим в физической среде и с ней взаимодействующим. Вы можете взять понравившийся вам великолепный готовый тон краски, но будучи нанесена на бумагу, со временем она или выцветет до бледности, или изменит свой цвет, от воздействия света, паров воды и кислот, которые присутствуют в воздухе, поэтому краски разных производителей различаются по химической инертности, а внутри набора цветов одного производителя ещё и по светостойкости и прозрачности. 

Каждая краска (совокупность физических молекул) обладает разным взаимодействием со светом, некоторые краски его поглощают сильнее, некоторые слабее, называется это всё покрывной силой (укрывистостью), то есть мазок нанесённый поверх другой краски может как дать смешанный тон, получившийся из двух цветов, так и просто перекрыть нижний мазок своим цветом. Для акварели сильная укрывистость это отрицательный фактор, логика этой живописи подразумевает полупрозрачность красок. У некоторых серьёзно относящихся к своему делу производителей можно найти подобную представленной ниже таблицу с данными по краскам.


Работа производителя красок в том и заключается, чтобы найти наиболее стойкие соединения, не подверженные влиянию атмосферного воздуха и солнечной радиации. Для начинающего художника лучше всего брать наборы не менее 12 красок и не более 24, хотя можно найти и 36 красок, и даже 48. Но в них как раз и будут соединения, которые имеют нужный оттенок, но имеют малую стойкость. Впрочем, важно ли это для начинающего? Пусть он решит сам. А придирчивый профи, при желании, может выбрать для себя ограниченный набор красок, оптимальных для него по тонам, но являющиеся самыми стойкими. Об этом хорошо пишет именитый питерский акварелист Константин Кузёма на своём сайте.

По кисточками, кратко - пони не брать даже в целях экономии, белочко - наше всё. Колонок - вот то, к чему надо стремиться - король кистей. Синтетические кисточки для акварели не рекомендую - жёсткие, их стоит использовать с акрилом и маслом. Кисточки не лизать! От этого вы не умрёте, но в красках находятся консерванты и другие химические соединения, стабилизирующие их долговременную сохранность и убивающие бактерии и плесень, то есть ничего хорошего для вашего рта и желудка.

И ещё, напоследок, хорошие краски, хорошие кисти, всё это замечательно, но неуч музыкант даже со скрипкой работы Страдивари извлечёт из неё только ужасные звуки. Как можно больше работайте и не очень важно, какими материалами.

Сайт производителя ЗХК Невская палитра - http://www.nevskayapalitra.ru/catalog.html
Сайт производителя Winsor And Newton - http://www.winsornewton.com/

В статье использованы фотографии сайтов skarbnychka.com, artist-shop.ru, copysvet.ru, veresshagin.ru, www.nevskayapalitra.ru


Андрей Синеок





Ничего, если я поспорю с некоторыми моментами?

Я не согласна насчет медовых красок и начинающих. Тут вопрос в том, какой он - "начинающий")) если ребенок, которму лет 10-12, впервые в руки взявший акварель как краску - да, конечно, нужно что-тов этом роде. Если это тоже начинающий, но подросток, который изначально нацелен на классическую акварельную живопись для поступления в какой-нибудь колледж - то можно смело ему сразу давать Сонет или, что еще лучше, Ленинград. Моуг объяснить почему) Техника классической акварели подразумевает многие эффекты, которые почти нереально выполнить акварелью непрофессиональной. медовой - то есть научиться нереально. А расход красок не такой большой, чтоб экономить на нем.

Про колонок еще - это очень, очень хорошие кисти, я не спорю, сама люблю и пользуюсь) Но - не для акварели. Точнее, так - не для живописи. Для небольших экизов (не больше ладони) или для цветозаливок(например, технический рисунок, схема и тд). А для живописи на больших форматах (особенно на больших форматах!) лучше беличьи кисти, иначе не будет текучести, колонок столько воды не набирает и не отдает ее так щедро при соприкосновении с бумагой. есть некоторые ВУЗы (текстильный им. косыгина, например), где акварельная живопись очень декоративная и там для фона рекомендуют вообще брать плоскую синтетику и фигачить. Но надо учитывать, что она действительно чоень декоративная, а кроме того - очень скоростная: А2 они пишут всего около 2 часов. так что это издержки техники, скорее.

А так в целом я полностью согласна с текстом, очень развренуто и подробно все описано))

По моему спорить не стоит, всё сказанное Вами о выборе краски справедливо, просто я видел как работают взрослые люди, которые только-только взяли кисть, а до того они её держали последний раз в школе десятки лет назад. Ну в общем первые работы вы можете представить, уж точно им не до акварельных эффектов, там пот течёт градом :-) Я сам всегда рекомендую Сонет, если позволяют средства.

За дополнения по кистям спасибо, в данном случае Ваше мнение более приоритетно. Я не работал на очень больших форматах.

Спасибо за ценные пояснения :-)

О своей точке зрения на кисти расскажу, что когда-то забыл дома набор своих кистей и взяв у соседки колонок почувствовал себя как за рулём другой машины. Поведение кисти было другое и оно мне очень понравилось. Но поработав определённый период времени с колонком снова вернувшись к белочке, я понял своеобразие и прелесть беличьих кистей.

(без темы) (Анонимно) Развернуть
О как вовремя! Я тут задумал вернуться к акварели и как раз хотел что-нибудь почитать на тему :)
А по технике случайно нет ссылок каких-нито?

Искать книжки по технике акварели. Если же хочется именно посмотреть на практическую работу, то зайти на рутрекер.орг и поискать видео с уроками, там его много. Интересно смотреть видеоуроки Сергея Андрияки, что все с восторгом и делают, однако увлекаться не стоит, поскольку этот художник - профессионал высочайшего уровня, его стиль практически отработан до автоматизма и потому для начинающего полезен скорее только в общепознавательном плане. Полезно, но поищите уроки и других авторов.

Edited at 2012-01-23 22:40 (UTC)

Класс! Спасибо!
Надо будет сфотографировать и написать чем я пользуюсь.
Моими первыми красками были Гамма, простые и в тюбиках. Кстати до сих пор пользуюсь, никак не закончатся. Если честно, Гамма самые яркие оказались.


гамма очень легко выцветают, естьу них такой минус)) плюс в смеси дают не те оттенки, как "должны" - ну, грязь бывает или мутный цвет. Хотя для декоративных заливок очень клевые, у меня знакомые некоторые для этого их юзают - говорят незаменимая штука, яркая и недорогая)

Спасибо за такой подробный обзор акварельных красок. Нам на курсах посоветовали купить именно Сонет, причем в пластиковой коробочке, так как проживут они дольше и можно будет добавлять те или иные цвета не покупая для этого новый набор. А по поводу кистей также на белке остановились, а именно на 5 или 6 номере. Только вот не пойму почему именно эти, ведь мне казалось, что кисти всякие должны быть.

Потому что мельче бессмысленно - большую часть мелкоты можно кончиком основной кисти нарисовать, ну или колонок 1 или 2 брать, они более упругие и удобнее дял этого. А крупнее имеет смысл брать, если формат работы больше А3. А 5 и 6 - универсальные, самые рабочие кисти.

Благодарю за ценные советы. Тогда куплю для начала именно эти два номера, а дальше время покажет.

Правда похоже. И ощущения от снятия фольги точно как от конфет. А вот удовольствие после даже не на минуты, а на долгие месяцы :)

Edited at 2012-01-24 15:08 (UTC)

Очень познавательный пост, спасибо!

Не знала, что акварель тестируют кварцевой лампой. Интересно, можно ли ее заменить инфракрасной?

Кварцевая лампа имитирует свет Солнца и позволяет за недели или месяцы получить воздействие на краски сопоставимое с годами нахождения акварельной работы на солнечном свету.

Инфракрасная не подойдёт, потому что этот спектр излучения лишь невидимая часть спектра света Солнца, воздействие конечно оно окажет, но не то, что требуется.

(Анонимно)
Спасибо большое за эту статью. Как раз хотела узнать о различие в красках "Соннет" и "Белые ночи ". Заказала для начала Соннет по Ebay, там всегда можно все найти.

Хорошая статья. Согласен со всеми пунктами

Спасибо за статью.

Познавательная статья. Я сама пользуюсь акварелью "Гамма" и "Белые ночи", первой больше. Кстати, а соболиные кисти хорошие? У меня кисти чёрный соболь 3, 5 и белка №8. Причём соболиные не очень-то и дорогие: кисть максимум 350 рублей стоит, сделано в Германии. А что Вы думаете насчёт акварели Old Holland?

Re: Спасибо за статью.

Под соболиными я полагаю Вы имеете в виду колонковые. Вообще-то считаются лучшими и используют их обычно профессионалы. Цена рабочего набора, ведь кистей обычно нужно несколько, получается значительной, особенно, когда кисти большого диаметра и коллективно получается изрядная сумма, как раз ещё одна причина выбора профессионалами, на рабочий инструмент деньги не жалеют, а любители ещё подумают, стоит ли тратиться. Лично мне колонковые кисти нравятся своей некоторой упругостью и тем как они охотно отдают краску на бумагу. Беличьи кисти ведут себя совсем по другому. В общем колонковые это однозначно стоящий выбор, если Вы настроены серьёзно. Белочка гораздо дешевле и не хуже, она просто другая.

С Old Holland не приходилось иметь дела, поэтому не смогу что-то посоветовать.

Edited at 2013-05-29 05:03 (UTC)

Прекрасная статья!Очень поможет при выборе акварели!Большое спасибо!!!

Приятно слышать, что кому-то это всё пригодилось :)

(Анонимно)
Подскажите, пож, а как смешиваются между собой более дешевые краски Сонет и более дорогие - Белые ночи, Ленинград? Если купить для начала Сонет, а постепенно подкупать поштучно более дорогие?

Лучше бы конечно покупать краски одного производителя и одного уровня. Проблем скорее всего не будет, если вы возьмёте Сонет и Белые ночи, но остаётся некоторый шанс непредсказуемого изменения цветов в дальнейшем, со временем, потому что может оказаться совсем разная по своим основам химия.

Добрый день всем участникам переписки! Хочу предложить вам участие в акварельном обучающем пленэре в октябре в Крыму. Меня зовут Ольга Барабанова. Пленэр вести буду я. Мои работы и информацию обо мне можно посмотреть на страничке сайта: www.Barabanowa.artnow.ru Если интересно, пишите на почту: myu2666@gmail.com или malamy6@gmail.com

хочу замолвить слово о ленинградских красках зарубежом))) я живу вот уже полгода во вьетнаме и часто общаюсь с художниками из сайгона - все очень очень чтут ленинград! прям сердце радуется - особенно, когда они это длинное сложное слово произносят так внимательно и без ошибок ^_^