Previous Entry Поделиться Next Entry
Начинающему художнику. Оформление работ. Рамы. Багет.
embedder
Как оформить в багет живопись
(Размышления на тему о том, нужна ли рама современной картине)


Илья Комов
21.06.2010


Какую раму подобрать к вашей картине? Такой вопрос нередко задаётся художникам и галеристам. Купить картину или получить в подарок – значит дать ей жизнь, и в руках коллекционера эта жизнь только начинается.

Оформление картины в багет не прихоть и не «архитектурное излишество». Многие заблуждаются, думая, будто рама для картины – что-то необязательное и случайное.

Это ошибка. Багет – это важная деталь, связывающая картину с архитектурой.



Багет для картины столь же важен, столь же индивидуален, как и постамент для памятника. Неправильно подобранная рама для живописи, так же как и непропорциональный пьедестал для скульптуры, может полностью изуродовать художественные качества произведения. Дело в том, что и скульптура, и живопись никогда не существовали изолированно, сами по себе. Помнится, меня это поразило в Италии. Оказалось, что всемирно известные произведения мастеров Возрождения: Джованни Беллини, Пьеро делла Франческа, Карпаччо и др. – это каждый раз деталь (и не обязательно главная) какого-либо алтаря, составная часть интерьера собора и т.д. Причём пропорции внутри картины всегда соотносятся с пропорциями архитектурного сооружения, а композиционное решение живописца подчинено композиционному замыслу архитектора.

Глядя на алтарь церкви св. Захария в Венеции, ловишь себя на мысли, что живопись Джованни Беллини подобна драгоценным камням, инкрустированным в роскошную диадему. Живопись того же Беллини в резном алтаре Пезаро, напротив, ассоциируется с алмазом, вставленным в филигранную оправу.

То-есть каждый раз живопись и её внешнее оформление, при всём многоообразии задач и решений, выступают как цельный организм, в неразрывном единстве.

В дворцовых интерьерах багет для живописи, как правило, выполнялся в твёрдом стилистическом единстве с дизайном мебели и архитектурного декора.

Картина, написанная «ради выставок» возникла не так давно, чуть больше 100 лет тому назад. Отсюда и «плюрализм»,а если быть точнее – проблемы с выбором багета. Дело даже не в случайности выставок, а в отсутствии точного, продуманного заказа. Люди стремятся купить картину «потому что понравилось», редко задумываясь, в какую среду она будет помещена.Распространённая ошибка – подбор рамы «побогаче», чтобы получилось «как в музее».

Кстати, стоит обратить внимание, в музеях, оформление в багет научно продумано. Например, в ГМИИ им А.С.Пушкина живопись импрессионистов оформлена совсем не так, как картины Рембрандта, Рубенса, или, напротив, Пикассо и Матисса. Интересно, что рамы на картинах Моне, Сислея, Сезанна выполнены как некое продолжение картины – импрессионисты не только сами подбирали багет для своей живописи, но и окрашивали каждую раму по-своему.

Кажется, что рама и впрямь продолжает изображение – те же мерцающие валёры, переливы нюансов, точно подобранный колорит. Орнамент резьбы продолжает ритм мазков внутри картины.

Некоторые художники сами вырезают багет для каждого холста, подбирают окраску.

В этом плане интересна жанровая композиция Дмитрия Жилинского «1937 год». Картина представляет собой жанровую сцену из небезызвестной эпохи. Но самое интересное – то, что вокруг. Оно имеет не только своеобразный рельеф, но в нём, наподобие иконных клейм, помещены отдельные портретные изображения главных героев, действующих внутри картины.

Некоторые думают, что рама только мешает. Разумеется, если багет подобран неправильно, он убивает картину. Можно привести сравнение с одеждой. То, что прекрасно подходит одной женщине, другую просто уродует.

Самая распространённая ошибка – когда широкий багет с глубоким профилем подбирают к декоративной, плоскостной живописи. Широкая, классическая рама (с золотом и сложной резьбой) лучше всего подходит к картинам, написанным языком академической живописи. Поскольку одна из главных задач реалистической картины – создание иллюзорного пространства, такой багет усиливает пространственный ход, создаёт впечатление «окна в мир». Простой профиль в данном случае выглядит примитивно.

Для современной плоскостной, декоративной живописи подходит только тот вид багета, который эту плоскость подчёркивает. Глубокий профиль будет диссонировать с изображением. Багет должен быть лаконичным, плоским, или иметь обратную глубину.

Ещё одна проблема – цвет рамы. Если стоит задача отделить живопись от окружающего пространства – подойдёт строгий чёрный багет. Но в принципе не стоит бояться ярких решений. Есть один универсальный инструмент: подбирая раму, ищите её цвет внутри картины. К примеру, если в картине есть синий цвет,

попробуйте приложить багет того же синего оттенка. То же самое касается всех остальных цветов: белых, голубых, стальных, жёлтых и даже ярко-красных.

Если картина не писалась изначально в Ваш интерьер, как в эпоху Возрождения, не стоит цвет рамы подбирать «к обоям».

Подбор багета – это очень увлекательный творческий процесс. Поскольку здесь коллекционер выступает продолжателем замысла художника – судьба картины в его руках. Каждый художник очень верит, что его детище попадёт в любящие и знающие руки.

---
Источник
 

?

Log in