Previous Entry Поделиться Next Entry
Источники искусственного освещения для художников
embedder
Одним из самых важных вопросов для художника является выбор источника искусственного освещения для его применения в студии или домашних условиях, когда там выполняется работа. Особенно актуальным этот вопрос является для жителей северных районов планеты, где из-за климатических условий невелико число ясных дней, а так же присутствуют низкие уличные температуры, что вынуждает художника работать в помещении.

Сразу начну с конца и скажу, какие лампы можно брать и какие брать не надо. Тех, кто заинтересуется подробностями и нюансами, приглашаю далее заглянуть под кат после списка. Уверен, что список этот не полный, но это то, что нашлось и что уже покупалось людьми
Брать надо:
Газоразрядные лампы
  OSRAM LUMILUX DELUXE
  OSRAM COLOR PRO
  Philips MASTER TL-D 90 Graphica
Галогенные лампы
  OSRAM

Не надо брать:
  Газоразрядные люминисцентные (флуорисцентные) лампы для бытового применения как обычного трубочного исполнения под длинные светильники, так и так называемые энергосберегающие лампы под стандартный резьбовой электрический патрон
  Светодиодные лампы любых видов


Приступив к более подробному обсуждению источников искусственного света для живописи стоит начать с рассмотрения того, какие основные характеристики важны для правильного выбора искусственного освещения кроме мощности лампы и почему такая важная характеристика для электролампы как мощность, по которой мы привыкли выбирать электролампы для личного использования, вовсе не является определяющей для художественной работы? Рассмотрим список самых важных весь список:

1. Коэффициент цветопередачи или индекс цветопередачи (англ. colour rendering index, CRI или Ra), измеряется в процентах [%]. Именно он определяет ценность лампы для художественных работ.
2. Цветовая температура, измеряется в кельвинах [К]. Эта характеристика определяет какой постоянный цветовой тон приобретёт поверхность освещаемая лампой.
3. Световой поток, обычно измеряется в люменах [Лм]. Этот параметр, а вовсе не потребляемая мощность, позволяет оценить как хорошо будет освещено ваше рабочее место. Сам по себе этот показатель тоже неточен, но как-то уже стало традиционным указывать именно его.
4. Тип цоколя лампы (или как говорят - под какой патрон подходит лампа), имеет обычно буквенно-цифровое обозначение в виде латинской буквы и одной-двух цифр.
5. Потребляемая мощность, измеряется в ваттах [Вт].

Из-за разных принципов работы и конструкций лампы имеют разный КПД, то есть лампа потребляет определённую энергию для работы, но потребляемая энергия в разном процентном соотношении преобразуется в излучение видимой и невидимой для человеческого глаза частей спектра излучения. Упрощая, можно сказать, что речь идёт о свете и тепле, и лампа может больше греть, чем светить, или больше светить, чем греть. В силу этого для работы при искусственном освещении гораздо более актуальным показателем является мощность светового потока, которую указывают в люменах, чем потребляемая мощность, которую указывают в ваттах. Хотя для вашего кошелька будут важнее ватты, конечно.

Теперь давайте представим, что мы светим на предметы красной лампой, а потом синей лампой. В результате, какие бы ни были собственные цвета у предметов, в зависимости от цвета лампы в той или иной степени они приобретут оттенок, которого у них не было. Предположим теперь, что мы начали освещать предметы лампой со свечением близким к настоящему дневному свету и в этом случае мы видим натуральные цвета предметов. Однако, насколько свечение лампы соответствует дневному свету, как это правильно определить? Да и собственно, а что представляет собой так называемый дневной свет?

Если представить себе ясный день, то нетрудно вспомнить, что мы имеем освещение идущее непосредственно прямо от Солнца, которое имеет белый цвет с жёлтым оттенком, но кроме него ещё присутствует и рассеянный свет, который гораздо слабее, но стоит только облаку закрыть Солнце как прямой солнечный свет значительно слабеет и свет неба начинает оказывать заметное влияние, а окружающие предметы обретают голубизну.  Кроме того, все предметы освещённые естественным дневным светом в разные моменты времени (утром, до полудня, в полдень, после полудня, перед закатом) в каждый час будут приобретать разные оттенки, поэтому лампы искусственного освещения должны выпускаться разных вариантов, чтобы повторять подобные условия освещения и выбираться потребителями под разные условия применения.

Когда мы видим свечение разных цветов, мы, фактически, воспринимаем нашими органами зрения электромагнитное излучение разных частот. Такой диапазон частот излучения принято называть видимым. Белый свет мы ощущаем тогда, когда электромагнитные колебания воспринимаемые глазом человека по всему диапазону частот видимого излучения имеют одинаковую интенсивность, и такое смешение воздействия порождает ощущение белого цвета. Обычно в живописи принято определять, что белый свет является смешением света всех цветов радуги и некоторое превалирование какого-то основного цвета добавляет белому дополнительный лёгкий оттенок, причём у дневного белого света оттенок обычно меняется от красного до голубого.

Для того, чтобы знать, какой оттенок цвета имеет свет, для электрических ламп и приводится параметр Цветовая Температура. Цветовая температура свечения лампы, которую указывают производители и на которую вы должны ориентироваться при покупке, позволяет точно знать, какой оттенок цвета будут иметь предметы, которые освещены этой лампой. К примеру, скажем, что обычная бытовая лампа накаливания даёт красноватое освещение, освещение от неё имеет интенсивный красно-оранжевый тон, можно сказать интенсивный апельсиновый оттенок.  Лампа галогенная тоже даёт красноватый оттенок, но её разные варианты могут давать свечение гораздо более близкое к полуденному дневному свету. Лампа бытовая газоразрядная в зависимости от используемого газа и люминофора может иметь разные оттенки свечения как в сторону красных оттенков, так называемую "тёплую" цветовую гамму, так и в стороны голубых, называемую "холодной", а так же иметь свет близкий к дневному полуденному. Лампа метал-галлогенная  даёт освещение ближе к дневному свету и даже чисто небесному голубому, придавая заметный голубой оттенок предметам. Конкретные цифры я привожу в таблице ниже, взятой с сайта Хулиганствующий элемент посвящённому вопросам фотографии. Уж кто-кто, а фотографы не по наслышке знают, что такое цветовая температура, ведь правильно выставленный в цифровом фотоаппарате параметр Баланс Белого прежде всего определяет успешность результата фотосъёмки, а фотографирование выполняется на плёнку, то первым делом фотограф выбирает плёнку под нужную цветовую температуру и для уличных съёмок нужна плёнка одна, а для съёмок в помещении другая. Подводя краткий итог сказанному резюмирую, что для художественных работ желателен диапазон цветовых температур от 3500 до 6500 кельвинов, лучше 4000К...5000К.

Источник света Цветовая темп.
Голубое небо, тень 12000K — 18000K
Дымка, тень 9000K — 12000K
Пасмурно 6500K — 7500K
Обычная летняя тень 6000K
Дневной свет Фотовспышка 5500K (от 5400К до 5600К)
Голубая фотолампа 4900K
Солнечный свет — два часа после восхода или два часа перед закатом 3850K — 4100K
Солнечный свет, час после восхода 3450K — 3750K
Фотолампы 3400K
накаливания, тип А
Фотолампы 3200K
кварцевые, тип В
Восход и закат 3050K — 3150K
Домашние 2200K — 3000K
галогенные
лампы
Лампа 200Вт 3000K
Лампа 100Вт 2900K
Лампа 75Вт 2800K
Компактные 2700K
люминисц.
лампы CFL
Свеча 1200K — 1850К
Пламя спички 1700K

С яркостью и потребляемой мощностью, думаю, всё вполне понятно и без особых объяснений. Яркость должна быть высокой и комфортной для вашей работы, а потребляемая мощность критична для финансовых расходов на электричество. За яркостью кроется ещё одна неприятность, касающаяся искусственных источников света, это стабильность свечения, и в первую очередь она относится к светодиодным лампам. Но рассматривать этот аспект мы не будем, поскольку с самого начала я не рекомендовал применение таких ламп для художественных целей.

Солнце представляет собой источник света в котором различные чистые химические элементы возбуждены и излучают электромагнитные колебания разных частот. Сложный набор электромагнитных излучений с разной частотой колебаний волн, накладывающихся друг на друга, достигает нас от Солнца и от неба. Для упрощения работы с этим спектром вводится коэффициент цветопередачи CRI. Он, условно, принимает полноту излучения дневного света за 100%. Предполагается, что дневной свет упал на предметы, отразился от них, был воспринят нами и мы получили цветовое представление об окружающем пространстве с помощью стопроцентного по качеству естественного света. Теперь мы взяли искусственный источник света, в котором принудительно возбуждены какие-то химические элементы, которые тоже начали излучать, и направили поток света от этого источника на предметы нашего окружающего пространства. Естественно, что там, в источнике света, возбуждаются не совсем те же элементы, которые излучают на Солнце. Соответственно наш спектр искусственного освещения будет отличаться от спектра дневного света, в нём какие-то интенсивности излучений будут слабее, а какие-то более сильные. И, соответственно, освещая предметы искусственным светом, мы получим уже не совсем ту картинку, какую видим при дневном освещении, какие-то цвета станут более тусклыми, а какие-то более яркими, может появится общий паразитный тон. Проведя точные приборные замеры можно будет сказать, до какой степени CRI источника искусственного света отличается от эталонных 100%. Зная это, чтобы получить результаты близкие к естественному освещению, выбирая искусственный источник света, мы должны выбрать яркий источник света с максимально близким к Солнцу излучением или проще говоря источник света для которого производитель указывает CRI максимально стремящимся к 100%, поскольку именно этот параметр и определяет то, насколько точно будут соответствовать цвета окружающих предметов и ваших красок на палитре, на холсте или бумаге при искусственном освещении тому, как если бы вы смотрели на эти предметы при настоящем дневном освещении. Об этом подробнее я рекомендую прочитать в Википедии. Проще говоря, если мы возьмём эталонный листок окрашенный в разные цвета, то при освещении разными видами ламп одного производителя, мы получим вот такой результат.

Как мы видим, если не стремиться к установке специализированных ламп, цвета будут искажены иногда до полной неузнаваемости. Плохие результаты по CRI дают многие обычные газоразрядные лампы низкого давления с упрощённым составом люминофоров и так называемые энергосберегающие, которые по сути те же самые газоразрядные. Плохие результаты, вплоть до катастрофически плохих, дают светодиодные лампы белого свечения. Кроме всего прочего у них есть и другие пороки. CRI светодиодных ламп всего навсего 60% для бинов холодного белого свечения и 70% для бинов тёплого белого свечения.

А теперь более подробно рассмотрим, что лучше всего подходит для освещения художественных работ и рабочего места художника.

Наилучшими источниками света для художественных работ являются
1. Галогенные лампы
Описание:
- конструктивно являются улучшенными лампами накаливания, имеющими светящуюся нить накала, на которую подаётся переменное напряжение прямо от сети 220В или напряжение от специализированного трансформатора понижающего напряжение до более низкого, к примеру 12В..
Достоинства:
- высокий CRI
- самый высокий КПД среди разных видов ламп накаливания, обычно на 20% больший световой поток при потребляемой мощности сопоставимой с обычными лампами накаливания
- прекрасно дружат с обычными бытовыми диммерами предназначенными для обычных ламп накаливания, то есть устройствами, которые позволяют плавно регулировать яркость ламп, что даёт возможность настроить уровень светового потока под текущие нужды, диапазон яркости может меняться до полного отсутствия свечения и при этом пропорционально меняется потребление энергии так же до нуля.
- отсутствуют мерцания и колебания яркости
- мгновенное включение и повторное включение после выключения
- гарантированная высокая длительность службы при правильной эксплуатации
Недостатки
- лампы содержат газ под высоким давлением и требуют почти всегда применения только в закрытых светильниках. Если такая лампа взрывается, то осколки разлетаются во все стороны.
- в большинстве случаев лампы имеют небольшую мощность и должны питаться от понижающего трансформатора, только отдельные варианты конструктивных пополнений предлагают возможность их подключения к обычной сети питания 220В переменного тока и имеют стандартный цоколь бытовых ламп освещения
- критичны к следам пальцев на стекле, чаще всего установка лампы требует работы в перчатках, чтобы на колбе лампы не оставался жир с рук. Если не предпринять защитных мер, то лампа скорее всего достаточно быстро выйдет из строя
- финансово затратны поскольку либо для работы нужны светильники, понижающие трансформаторы, либо сама стоимость ламп может быть довольно высока (всё это в сравнении с обычными классическими лампами накаливания)
- считается, что в сравнении с другими источниками КПД галогенных ламп как и любых ламп накаливания невысок и они неэкономичны, то есть большая доля излучения уходит в тепло
Зоны применения
- домашние помещения, офисные помещения, магазины, витрины

2. Металл-галогенные лампы
Описание:
- газоразрядные лампы, в которых основным источником света является непосредственно светящийся газ, находящийся в колбе
Достоинства
- высокий CRI
- чрезвычайно высокий КПД, а следовательно
- высочайший световой поток,
- экономичность и низкое потребление
Недостатки
- лампа требует соблюдения режима питания и температурного режима, а потому
- включение лампы требует её предварительного прогрева, сама лампа набирает яркость в течении некоторого времени, повторное включение лампы возможно только после длительного интервала времени, а потому
- требуют специальной дорогостоящей пусковой аппаратуры
- газ внутри находится под высоким давлением, открытое применение опасно, необходимы светильники
- невозможность плавной регулировки яркости ламп
- крайне высокая стоимость самих ламп
Зоны применения
- помещения большой площади, выставочные залы, офисные,  рабочие помещения, склады, уличное освещение

3. Газоразрядные (флюоресцентные) лампы улучшенной цветопередачи (обычные не годятся). Такие лампы, в отличии от обычных, содержат многокомпонентный люминофор, который обеспечивает качественный спектр свечения.
Описание
- газоразрядные лампы, в которых свечение лампы инициируется ионизированным газом высокой температуры, но рабочий световой поток образовывается не от самого газа, а от люминофора, которым покрыты стенки лампы
Достоинства
- высокий CRI
- высокий КПД
- высокий световой поток,
- экономичность и низкое потребление
- умеренная стоимость ламп
Недостатки
- лампа требует соблюдения режима включения
- требуют специальной пусковой аппаратуры
- лампы содержат газ, в котором находятся вещества небезопасные для здоровья, в частности пары ртути или другие опасные вещества, поэтому механические повреждения поверхности колбы лампы нежелательны
- требуют специальной утилизации неисправных ламп
- сложность регулировки яркости ламп - требуются специализированные диммеры, а иногда и отдельные линии управления яркостью свечения помимо линий питания, при регулировке яркости диммером, даже при снижении яркости до почти полного погашения, лампа тем не менее продолжает потребление энергии, хотя и значительно меньше, чем при обычной работе
Зоны применения
- помещения большой площади, выставочные залы, офисные, рабочие помещения, домашние помещения

Статья находится в процессе корректировки, ваши замечания будут очень полезны для её дальнейшего изменения.

_Андрей Синеок

  • 1
Статья, бесспорно, полезная, как и вместе с тем, бесспорно, спорная, пардон за каламбур.

Прежде всего потому, что ни один из моих знакомых миниатюристов не плакался по поводу энергосберегающих ламп, и никого я не знаю, чтобы использовал галогенные при этом. Прежде всего потому что любая лампа накаливания - это нагрев, а нагрев лампы - это еще и сильный нагрев самой конструкции светильника. Как следствие, любой неосторожный поворот головы, а такое бывает, когда сосредоточен на модели, грозит ожогом - у меня такое было, когда едва не приварился :-(

Главное - не брать "холодные" или "теплые" лампы. Стоит брать т.н. "нейтральные" - там искажения цвета не так велики. При этом искажения даст ЛЮБАЯ(!) лампа. Поэтому, прежде всего, нужно распечатывать нужный цвет, и смотреть, как он выглядит под лампой.

Что же до фотографирования, то в любом приличном фотоаппарате есть "пользовательский" режим баланса белого. Так что это вообще не проблема, на которую нужно тратить время и место в статье.

Спасибо за комментарий, есть что обсудить.
Статья не преследовала цели вызывать споры, она просто информационная, о решении вполне конкретной задачи по верному определению нюансов цвета при работе в помещениях.

Как мне кажется, при созданию миниатюр не требуется очень высокая точность определения цветов поверхностей (могу ошибаться, конечно), поэтому всё верно, вполне можно брать обычные нейтральные лампы и достаточно. Но в живописи это весьма актуально, особенно для акварели, где присутствуют очень тонкие цветовые оттенки с тоном которых ошибаться нельзя. И эта техника подразумевает очень быструю работу, какие-либо контрольные цветовые пробы делать некогда, что успел, то и твоё :) Конечно, и в живописи можно ошибаться с оттенками, никто за это не накажет, но хотя бы не грубо, а если уж как оказывается есть возможность решить этот вопрос вообще в корне, почему бы не решить его раз и навсегда хорошим качественным освещением?

Вовсе не обязательно использовать галогенные лампы или светильники местного освещения с риском обжечься, а они действительно очень горячие. Просто, при большой мощности ламп, можно освещать всё помещение или его часть верхним светом, и в этом случае можно не бояться прикосновения кожей к горячей поверхности. Или можно использовать в местном светильнике люминесцентные лампы, которые совсем не горячие. А так, практически, к примеру лично у меня, стоят галогенки на 205Вт под стандартный патрон, освещают всю комнату. Прекрасный свет, очень приятный.

Приведённые для выбора люминесцентные газоразрядные лампы от Филипс и Осрам это лампы для полиграфических работ, то есть для точного определения цветов поверхностей при искусственном освещении, а полиграфистам чуть ошибиться по цвету просто смерть. Поэтому можно не сомневаться, что эти лампы действительно очень качественные и светят строго нормированным светом, максимально близко к естественному дневному.

В фотографии попробуйте поставить пресет ББ на флюорисентное освещение и сделайте снимок днём. Как минимум потом придётся совершать дополнительные движения для устранения этой неприятности. Так что, если не использовать автомат, а выбирать пресеты, то надо чётко следить какой был выставлен. А так, конечно, можно поставить ББ по контрольному снимку, или даже прямо цветовой температуре прямо в цифрах.

Edited at 2013-12-14 09:17 (UTC)

Для Антички и Средневековья в моделизме по факту цвет играет не критически важную роль. Но уже начиная с периода Наполеоновских войн, после которых осталась масса материала о снаряжении воинских подразделений, точность получения нужного оттенка становится все важнее. И особенно это касается войн 20 века, когда есть либо фотодокументы, либо сохранились конкретные образцы униформ.

Я фотографирую на фудж 6500. Там в шкале ББ есть С3. Он не совершенно точно передает оттенок, автоматический в этом фотике при несмешанных источниках точнее, но он дает для нейтральных ламп интересный холодноватый оттенок, который мне очень нравится. Более коммерчески фотки выглядят, а это немаловажно при демонстрации фото потенциальным клиентам.

Интересно. А можно посмотреть на примеры?

Примеры чего именно: фоток или моделей, где важен цвет?

Фотографии, где присутствует тот интересный оттенок, о котором Вы говорили.



На самом деле тут трудно, что-либо будет понять, не видя оригинала фигурки. Но на самом деле общая гамма фигуры теплее, что на самом деле не портит впечатления от просмотра в реале.
Но на фото более теплая гамма, как по мне, смотрится не так... драматично, что ли...

Ну или вот:


Пример менее удачный, потому что много синего - холодного по своей природе, но в росписи кожи и дерева щита в реальности чуточку больше желтого присуствует за счет обилия использованного марса коричневого светлого и сиены натуральной

Теперь представил о чём речь, спасибо. А миниатюры ваши просто шикарные. Браво!

Интересная статья! Как раз задумался об освещении рабочего места. Но ждать обновленную версию статьи, видимо, уже не стоит...

  • 1
?

Log in