Previous Entry Поделиться Next Entry
Велосипед. О правильной посадке при езде на велосипеде
embedder
Два года назад я увлёкся велосипедными прогулками и прошлой весной активно включился в этот увлекательный процесс, когда обзавёлся собственным велосипедом. Как и у всякого новичка, у меня, в процессе покупки и эксплуатации велосипеда возникла масса вопросов связанных с ним, с которыми я в той или иной степени разобрался. Мой друг раньше обладал односкоростным старым советским велосипедом, который не требовал особого внимания и забот, ездил неторопливо и недалеко. Но в этом году человек наконец собрал достаточно пристойный современный велосипед и сейчас начал задавать мне те же самые вопросы, которыми когда-то озадачивался я сам. Поэтому мне подумалось, что раз велосипедное движение набирает всё большую силу, а учитывая забитость современных городских дорог транспортом, использование велосипеда становится ещё и весьма актуальным, то наверняка подобные вопросы возникнут в дальнейшем у кого-то из вас и будет совсем неплохо немного осветить эту тему.

Есть несколько явных признаков, которые укажут, когда высота вашей посадки настроена неверно. Если во время поездки, педалируя, вы слегка елозите на седле вправо-влево, потому что тянитесь ногами к педалям, значит вы подняты слишком высоко. Если во время остановки, находясь в седле, вы можете дотянуться носками ног до земли, а тем более уверенно её касаетесь, седло опущено слишком низко.

Однако, даже если перечисленных признаков вы не замечаете, нужно серьёзно подойти к удобству вашего размещения на велосипеде и настраивать вашу посадку.

Изначально я исхожу из того, что велосипед как и одежда, и обувь, покупается под параметры конкретного человека. Существует таблица соответствия роста человека и подходящей для длины рамы велосипеда у любого производителя велотехники. Кроме того, это соответствие ещё зависит от типа велосипедов (горный, гибридный, спортивный). Поэтому перед покупкой либо самостоятельно выбирайте подходящий для вас размер рамы, либо консультируйтесь у продавца в магазине. Если размер велосипеда вам не подходит, ездить будет не только неудобно, но и опасно.

Будем считать, что велосипед у вас уже есть. Один из главных вопросов у человека, который обзавёлся велосипедом, является вопрос правильной посадки велосипедиста во время движения, а за это в первую очередь отвечает правильное положение седла. Посадка на велосипеде может быть и обычной вертикальной, и более растянутой и наклонённой спортивной, всё зависит от типа вашего велосипеда, но в общем для любого, кто едет на велосипеде, правила практически одни и те же (кроме, разумеется, BMX-класса, ибо это совершенно особый раздел велосипедов). Если вы настроите правильно положение седла, то в ваших поездках ехать вам будет комфортно и легко. В целом при настройке велосипеда под себя его владелец должен выполнить две регулировки седла: по высоте и по горизонтали.

Регулировка седла по высоте. Рассмотрим первый рисунок

Регулировка седла велосипеда по высоте

Красным цветом условно показана нога велосипедиста, обутая в обувь и упирающаяся пяткой в педаль. При правильной настройке в таком положении нога велосипедиста должна быть вытянута и касаться педали. Если, сидя в седле, вам приходится тянуться пяткой к педали и сползать для этого с седла в сторону вытянутой ноги, то седло настроено неправильно, седло надо опускать. Если нога касается пяткой педали и при этом заметно согнута в колене, то такая посадка тоже неправильна, седло надо поднять.

Имейте в виду, что чрезмерно высоко поднятое седло является очень неприятным и критичным моментом. Обычно, во время езды, ваша нога находится на педали в привычном для всех положении, когда стопа ноги плотно опирается на педаль. При слишком поднятом седле вы уже не касаетесь педали подобным образом, а тянетесь к педали носками вашей обуви. По мере роста количества поездок, на хорошем велосипеде вы легко станете преодолевать не один десяток километров за одну поездку. При слишком высокой посадке ваша нога во время поворота педалей оказывается до предела вытянута, и в этот момент полного разгибания ноги, за счёт массы костной и мышечной ткани, по инерции происходит её выгибание назад и происходит внутренний удар костей в коленном суставе. Эти незначительные разовые микроудары умножатся на число раз проворачивания педалей за время поездки, а за весь велосезон умножатся на количество поездок, и в дальнейшем приведут к повреждениям коленных суставов и серьёзным заболеваниям, требующим очень длительного лечения.

В том случае, когда ваше седло настроено неправильно и опущено слишком низко, ситуация менее чревата какими-то печальными последствиями, но тоже неприятная: нога не полностью разгибается во время педалирования, и вы теряете часть энергии, которую могли бы вложить в педалирование. В случае длительных поездок это отразиться на появлении преждевременной усталости, в то время как при правильной настройке посадки вы бы могли в это время  чувствовать себя ещё достаточно бодрно.

В свете вышесказанного регулировка седла по высоте должно уделяться достаточное внимание, не оставляйте этот вопрос на самотёк, ведь сами выполняемые действия сводятся всего лишь к ослаблению подседелльного штыря и подъёмку или опусканию седла на должную высоту. .

Регулировка седла по горизонтали. Рассмотрим второй рисунок.


Регулировка седла по горизонтали

Это классическая велосипедная настройка. Если смотреть на велосипедиста сбоку, то при горизонтальном размещении шатуна с педалью в положение на "три часа" и ноге установленной стопой на педали так, чтобы основания пальцев были над осью педали, нитка с грузом, опущенная от коленной чашечки, должна проходить через ось педали. Перемещая седло по горизонтали вперёд или назад вы добиваетесь соблюдения этого правила. Кстати, если рама велосипеда вам не подходит, то именно тут начнутся непреодолимые трудности. Для высокого человека соблюдение этого правила будет выполняться только когда седло отодвинуто назад больше допустимого - на рамках велосипедных сёдел в местах крепления есть разметка, позволяющая видеть допустимые пределы сдвига, в этом случае седло надо будет сдвигать ещё дальше разметки, а этого делать не следует, седло оказавшись в неправильном положении может деформироваться под весом человека. Для низкого человека и большой рамы, напротив, седло придётся двигать излишне далеко вперёд, к рулю и оно так же окажется чрезмерно нагруженным. Поэтому я и упоминал, что необходимо до покупки подбирать велосипед по росту человека.

Напоследок: не забывайте защищать ваши суставы от переохлаждения. При температуре воздуха ниже 20С вы должны либо ездить в штанах, закрывающих ваши колени, либо надевать защитные наколенники.

Желаю, чтобы ваши велосипедные поездки доставили вам много приятных минут.

Андрей Синеок
5 мая 2012 года

Правка 30.11.2012

Апдейт: демонстрация правильной посадки на шоссейном велосипеде. Я решил не создавать новый пост, а просто дополняю уже существовавший ранее. Спасибо людям, снявшим такой полезный и понятный материал. Но, конечно, все показанные данные требуется точно соблюдать только в спорте, для обычных любителей некритичны некоторые отклонения, к тому же не забывайте, что это спортивный шоссейный велосипед, на гибриде или горном посадка будет отличаться.



Андрей Синеок
25 марта 2015 года

  • 1
Спасибо.
Мне все говорят, что я неправильно езжу. Мол, нужно поднять сиденье, чтоб колено полностью распрямлялось. А я никого не слушаю по этому поводу, потому что для меня самое главное, чтоб при остановке я могла достать ногой до земли не наклоняя велосипеда. Иначе мне просто страшно. Ну и пусть теряется энергия, мне спешить некуда, старенькая я уже... )))

Если поездки непродолжительные и стиль катания спокойный, то ничего страшного нет.

Ну а насчёт боязни "недоставания" ногами до земли, дело это известное и связано часто с неумением правильно останавливаться. Если проблема в этом, то решается просто, допустим, седло поднято на правильную высоту и находится так высоко, что ногами до земли на ходу вы не достаёте. Тогда во время движения, когда решили остановиться, тормозите почти до момента полной остановки, когда велосипед вот-вот остановится. Потом спускаетесь с седла и стоите одной ногой на педали, а вторая нога в воздухе. Когда велосипед практически замер, поворотом руля заваливаете велосипед на ту сторону, где вторая нога висит над землёй. На неё и опираетесь. Вот и вся премудрость.

Но в любом случае, подходят ли вам мои советы или нет, старайтесь ездить так, как лучше для вашей безопасности. Если низкое седло удобнее, ну что же, пусть так и останется.

Edited at 2012-05-05 20:22 (UTC)

Давно не ездил на велосипеде, надо будет у знакомого взять и покататься. Спасибо за идею и за советы, попробую :)

Такому любителю природы надо доставать скорее. Мир вокруг расцветает! У нас, вообще-то, уже и отцвёл. В смысле фруктовые деревья. Зато сирень и каштаны распустились. Красотищща! А запах, с ума сойти просто!

Второй рисунок - это неправильное положение?

Это схема правильного положения человека на велосипеде, под которую подгоняется положение седла. Сидя в седле вы должны чувствовать себя комфортно, нога должна стоять на педали повёрнутой в положение на "три часа", линия опущенная вниз от коленной чашечки должна проходить через ось педали. Вовсе не обязательно выполнять эти правила с точностью до миллиметра и отвешивать грузик от колена, достаточно просто визуально прикинуть положение.

Огромное спасибо!

Я сам второй день со свежим великом как раз настроил вы все 100% верно описали.

Могу только порадоваться, что эти рекомендации оказались полезны. Осенью кататься несколько сложнее, поскольку дожди мешают, но, если с погодой всё в порядке, то можно бесконечно любоваться природой, которой очень красива в эту пору. И озаботьтесь хорошим освещением на велосипед, ведь темнеет очень рано, можно легко не успеть вернуться до темноты. Желаю приятных поездок.

спасибо дядька)))) хорошая статья))

(Анонимно)
Можете ли вы подсказать,какие замеры необходимо снять с велосипеда, на котором было комфортно ездить, чтобы при покупке своего собственного можно было сориентировать продавца в магазине или же выбрать самостоятельно удобный транспорт?

Всё очень просто - выбирают их по росту, определяя номер рамы, обычно это или цифра, или буквенный год. Идёте в поисковую систему и делаете поиск по запросу "размеры рамы велосипеда", находите таблицу и выбираете для себя нужные данные. Если Вы начинающий и строгих запросов нет, Вам нужны таблицы либо гибридов и городских велосипедов, либо горных. Задача горных в основном двигаться по бездорожью, отличаются крепкими небольщими шипастыми колёсами на 26 дюймов. Городской или гибрид, их удел асфальт, накатанные полевые дороги это колёса на 28 дюймов с мелким протектором. Шоссе и спорт, думаю, начинающим не стоит брать по началу. Успехов в выборе.

  • 1
?

Log in